Понятие технологий обучения в свете представлений педагогической теории и практики
Обобщая основные направление развития технологии обучения, Ф. Янушкевич выделяет основные признаки технологии обучения, к которым он относит;
- современность, предполагающая обязательное внедрение в образовательную практику научно-обоснованных и экспериментально завершенных нововведений, что, в свою
очередь, требует поиска постоянно новых знаний, информации и путей повышения эффективности обучения;
- оптимизацию учебного процесса посредством достижения цели с минимальными затратами сил учащихся и преподавателя с одновременным учетом таких показателей, как высокое качество обучения, минимальные затраты времени;
- синтез результатов, полученных в смежных науках, и, прежде всего, при решении задач практического характера;
- научность и воспроизводимость процесса обучения и его результатов.
Независимо от различных представлений о педагогической технологии или технологии обучения, можно четко выделить основные признаки технологического подхода к обучению и определить, каковы преимущества современного технологического подхода по сравнению с традиционным .
Рассматривая с этих позиций педагогическую деятельность, можно отметить, что педагогическая технология представляет собой совокупность научно-обоснованных способов организации и осуществления педагогической деятельности, которые направлены на оптимизацию обучения.
В любой деятельности, в том числе и педагогической, имеется три исходных момента: задачи , технология достижения цели, контроль и сопоставление полученного результата с целью. Иными словами, любая деятельность имеет целевую и процессуальную стороны.
В педагогической деятельности также имеется, соответственно, задача, способы ее решения и контроля. Эти «способы» носят названия технологий обучения, технологий воспитания и технологий контроля.