Основные типы учебных технологических задач

Задачи, связанные с анализом действующего педагогического процесса, — прерогатива учебной практики. Ее содержание, организация и дидактическая оснащенность — особая тема для обсуждения. Эти учебные задачи глубоко связаны с динамикой процесса, выделением его периодов, этапов, формированием и совершенствованием профессиональных умений обучающихся, с изучением психолого-педагогической структуры профессиональных действий, а также оценкой уровня профессиональной готовности.

К четвертому типу задач относятся те, которые связаны с анализом ситуаций, представленных в виде отдельных или ряда фактов. В отличие от других задач описание ситуации дается в художественно-педагогическом плане, напоминает сценарий. Результатом восприятия таких зарисовок является целостное представление о происходящих явлениях, но расчлененное на дидактические периоды и элементы. Картинки дидактического процесса могут быть не только описательными, но и отраженными на экране, в слайдах, могут сопровождаться прослушиванием магнитофонной записи или предъявляться обучающимся в виде видеомагнитофонной записи их собственной практики. Целостность, слитность процесса в определенной мере затрудняет анализ и вместе с тем облегчает понимание происходящего с точки зрения общей логики развивающегося процесса обучения.

Если в поле наблюдения обучающихся попадает ряд зарисовок практики, то задача усложняется благодаря дополнительному требованию дать анализ каждой из них и провести сравнение в аспекте, указанном в задаче. Подбор таких фрагментов процесса обучения производится не случайно, а преднамеренно, с целью создать условия, позволяющие обучаемому выявить детерминизм педагогических явлений и понять существующие между нами отношения.

Приведенные типы задач не исчерпывают их многообразия. Наша цель состоит в том, чтобы объяснить способы составления задач и описать их назначение. Содержание приведенных задач отражает различные типы проблемных ситуаций, которые направлены на формирование продуктивного стиля мышления, стимулирование осмысления практических действий учителя, развитие профессионального творчества. Содержание и структура их различны. В них могут быть запрограммированы проблемные ситуации с разной степенью обобщенности. Сложность задачи определяется ее структурой и уровнем обобщенности поставленной проблемы.