Основные типы учебных технологических задач
Благодаря имеющейся в задаче информации студенты узнают о существенном для механизма обучения факте, состоящем в том, что злоупотребление поощрением может привести к снижению мотивации учения вопреки ожидаемому положительному эффекту — повышению интереса. Возникает вопрос, когда и почему это происходит. Развитие мотивации происходит лишь при условии, что поощрение, вызвавшее положительные эмоции, имеет место только в том случае, когда учащийся оценивает найденное правильное решение поставленной перед ним проблемы как неординарное, потребовавшее от него значительных усилий.
Таким образом, для решения задачи от учащихся потребуется информация, которую студент либо имеет, либо нет. Если нет, то преподавателю придется дать еще одну-две дополнительные задачи, чтобы с их помощью студенты получили необходимые им сведения. Возможен и такой вариант, когда недостающая информация сообщается преподавателем, а лучше, если она добывается совместно со студентами. При этом нельзя допустить резкого расхождения между ожидаемой и реальной реакцией учащихся. Может иметь место поощрение за учебный труд, не потребовавший мыслительного и волевого напряжения, — тогда создается психологическая среда, не стимулирующая познавательную мотивацию и мотивацию личностных достижений, выход из которой — в повышении уровня трудности задачи и адекватности требований к качеству учебной деятельности.
Решение задачи № 3 основано на интерпретации фиксированного факта, на его научном осмыслении, на поиске объективных причин возникновения описанного явления. При составлении таких задач педагог опирается на конкретные, имеющиеся у студентов знания и умение их актуализировать, применять к условиям конкретной задачи.
Первый тип— информационно-теоретические задачи — характеризуется аналитическим подходом. Конструирование ответа запрограммировано в предполагаемых, но не всегда явно вскрытых связях, определяющих теоретический смысл суждений. Эти связи требуется распознать, определить свойства объекта, произвести сравнительный анализ, выделив предварительно их суть. Процесс протекает по принципу анализа через синтез. В содержательной части задачи заключается альтернативная информация в виде двух и более текстов. Тексты бывают сложными. Содержащаяся в них информация неоднозначна. Решение — выбор текста не всегда предполагает полное описание искомого ответа.