Основные типы учебных технологических задач

В процессе обучения наблюдаются различия между сведениями, которые излагает учитель, и знаниями, усваиваемыми школьниками, между учебной задачей, которую ставит учитель, и той, которая фактически решается учениками. Как объяснить это явление?

Чем различаются эти задачи?

Рассмотрим задачу № 1.

Можно было ее заменить вопросом: в чем выражается становление личности взрослого человека? Ответ следовало бы ожидать как в плане психофизиологических предпосылок становления взрослого организма, так и в социально-психологическом аспекте. В задаче же введены ограничения ответа, но полностью ответ в ней не содержится, имеются только ориентировочные направляющие для ответа: взрослый человек — это социально сформированная личность, способная к самостоятельности. Конкретизация ответа, таким образом, основана на развитии мысли о социальной сформированности личности. Ожидаемый ответ состоит в раскрытии характеристики личности в социально-педагогическом смысле как субъекта общественно-трудовой деятельности, ведущим видом деятельности которого становится трудовая деятельность, что и формирует его социальную позицию.

Информационное содержание задачи вводит студента в обсуждение поставленного вопроса, ограничивая свободу его мыслительного поиска. Условие задачи фокусирует внимание на развитии главной, центральной, цели, выражающейся в том, чтобы, поставив студента перед неполным раскрытием информации, стимулировать его на осознанный ответ. Для этого необходимо обладать требуемой информацией, воссоздать ее в структуре заданного вопроса и раскрыть существенные признаки социально-психологической характеристики человека как социально сформированной личности.

Остановимся на задаче № 2.