Общая характеристика деятельности по постановке цели в обучении
- четкое и ясное представление цели, осознанное их понимание;
- формирование отношения к поставленной цели.
При постановке цели преподаватель должен четко и ясно представлять себе, что является предметом его деятельности. В данном случае предметом деятельности преподавателя является личность, которая трансформируется в процессе обучения. В соответствии с этим основные характеристики этой личности должны быть четко представлены и описаны в процессе постановки цели.
Следует определить взаимосвязь предмета и продукта учебной деятельности. Согласно теории деятельности, предметом деятельности является то, что преобразуется в действии .
Продукт деятельности - это то, что должно быть получено в результате реализации действий над предметом деятельности.
Из изложенного видно, что продукт и предмет деятельности должны относиться к одному и тому же объекту. Иными словами, применительно к деятельности по постановке цели в обучении, и предметом и продуктом этой деятельности является личность обучаемого. Только в случае предмета деятельности эта личность рассматривается с позиций условий обучения или тех необходимых личностных характеристик, которые должны быть уже сформированы у обучаемого до начала процесса обучения.
В данном случае при анализе предмета деятельности по целеполаганию следует ограничиться перечнем тех необходимых базовых характеристик личности, которые следует в дальнейшем трансформировать в новые качества. Процесс трансформации предмета в продукт деятельности и их взаимосвязь схематически представлен на рис. 3.2.
Всякая система деятельности имеет множество разнородных целей, что предполагает их определенную группировку. В соответствии с этим существуют различные уровни цели.
Профессор А. Мелецинек различает следующие уровни целей определению А. Мелецинека, направляющие цели содержат главную мысль и главное представление, они имеют общий характер и обычно связываются с целью учебной дисциплины.
Через направляющие цели задаются общие рамки и целевые установки.
Исходя из направляющих целей, путем описания конечного поведения обучаемых формируются грубые и тонкие цели.