Общая характеристика деятельности по постановке цели в обучении
При такой постановке цели знание определяет содержание учебного материала, а умение в общем виде характеризует действия, которые должен выполнять обучаемый в результате освоения этого материала. В этом случае умения представляются в обобщенном виде и по ним нельзя судить об уровне усвоения материала. Кроме того, не ясны основные характеристики действия, поскольку приведенное их подразделение является условным, ибо такая интерпретация знаний и умений в целом определяет части одного и того же действия. Об этом и говорит Беспалько В.П., отмечая, что «знание и умение - одна и та же часть действия, выраженная в разных формах. Поэтому нельзя знать, но не уметь или наоборот».
В отдельных случаях можно знание вывести через умение «Что значит знать?». «Знать - это уметь осмысливать и воспроизводить учебный материал, выделяя главные положения, разъяснять сущность, доказывать правильность, отвечать на прямые и косвенные вопросы, расчленять на части и т.д.».
Таким образом, знания обозначают часть действий, которые характеризуют умения. В этом случае знания не противопоставляются умениям и навыкам, а рассматриваются лишь как Их составные части.
Деятельностный подход к обучению требует именно такого рассмотрения этих понятий. С позиций такого подхода знания не могут быть усвоены и сохранены вне действия обучаемого. Критерии знания неотделимы от действия. Знать - это всегда выполнять какую-либо деятельность или действие, связанное с данным знанием.
Степень знания определяется многообразными характеристиками деятельности, в которых они могут функционировать. Таким образом, вместо традиционной схемы «передать знания и сформулировать умения и навыки» передать знание и сформировать умения и навыки», перед обучением стоит задача: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее заданных процессах. Иными словами, цели следует представлять через действия, которые необходимо сформировать в процессе обучения.