Общая характеристика деятельности по постановке цели в обучении

На практике, по технологии А. Мелецинека, сначала устанавливается направляющая цель для всей учебной дисциплины, и далее разрабатываются тонкие цели - цели конкретной лекции, отдельной лабораторной работы. Реализация таких структуру «тонких и грубых целей», по определению автора, позволит в итоге достичь результатов, сформированных в направляющей цели изучения данной дисциплины.

В методике профессионального обучения также принято определять три уровня целеобразования: глобальный, этапный и оперативный. Иными словами, их можно определить как стратегические, так тактические и оперативные.

Применительно к процессу обучения на глобальном уровне целеобразования, осуществляется педагогическая интерпретация общественно-государственного заказа и построение модели личности обучаемого. Данные цели строятся на основе нормативных государственных целей, которые отражаются в стандарте образования.

На уровне этапного целеобразования глобальная цель дифференцируется в основные цели по этапам подготовки. В случае профессионального образования к этапам подготовки относятся различные циклы дисциплин: гуманитарные, социально-экономические, профессионально-ориентированные и т.д. В случае деятельности инженера-педагога сюда можно отнести цели на этапах общетехнической и профессиональной подготовки, которые являются тактическими целями и заключаются в освоении общетехнических и профессиональных дисциплин.

Уровень оперативного целеобразования включает обучение отдельным темам и разделам дисциплин, конкретизирующихся до целей отдельных уроков.

Рассмотрим последовательно деятельность педагога на каждом из этапов постановки целей в обучении.

Методика определения стратегических целей , ибо под стратегическими целями обучения, как видно из выше положенного, понимается перечень тех необходимых профессиональных учений и черт личности, которые следует формировать в процессе обучения. Эти характеристики приведены в нормативных документах образования: законе об образовании, концепциях и законах развития определенной отрасли образования и в квалификационных документах для заданной профессии - образовательно-квалификационных характеристиках. Преподаватель, имея данные документы, проводит анализ профессиональной деятельности тех специалистов, которых он собирается подготовить, выделяет типовые задачи этой деятельности и те черты личности, которые собирается формировать. Этим определяется стратегическая цель обучения.