Общая характеристика деятельности по постановке цели в обучении
Внутренние источники цели определяются необходимостью конкретизации учебного материала, выделения его главных моментов, на которые следует обращать внимание при обучении. Ясное представление цели перед изучением необходимого материала дает возможность разъяснить обучаемым ориентиры совместной деятельности, сделать ясными стоящие задачи. Это снимает напряжение в процессе обучения, способствует формированию мотивов и в конечном итоге повышает эффективность обучения. Четко поставленная цель позволяет определить оптимальные способы ее достижения и оценить результативность обучения.
Внутренние и внешние цели различаются между собой способом связей цели с потребностями и мотивами.
Если внешние цели, которые формируются в виде требований к специалисту, совпадают с потребностями и мотивами субъекта обучения, то инициативные или внутренние цели вырастают из потребностей и мотивов .
Взаимосвязь внешних и внутренних целей В учебном процессе внешние цели задаются стандартом и реализуются в деятельности педагога. В тактических и оперативных целях обучения педагог тратит немало усилий для постановки цели и затем, руководствуясь ею, строит весь процесс управления деятельностью учащихся, направленный на формирование необходимых потребностей и мотивов у обучаемых и перевод их во внутренние цели.
Цели обучаемых и преподавателя могут совпадать, а могут и расходиться. В педагогическом процессе постоянно возникает процесс взаимодействия целей. И чем более четко идет этот процесс, чем ближе цели преподавателя и обучаемых, тем качественней проходит процесс обучения. Основной задачей педагога в данном случае является не только постановка цели и правильная ее конкретизация, но и формирование у обучаемых необходимых потребностей и мотивов, которые будут совпадать с внешними целями и перерастут во внутренние цели.
Процесс перехода внешних целей во внутренние будет идти по необходимому пути при соблюдении таких условий: