Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения

Гуманистической целью в мировой теории и практике образования был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с процессами саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику гуманистической цели образования: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Такая формулировка целей образования позволяет переосмыслить влияние человека на свою жизнь, его право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между свободой выбора личности и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели образования заложена возможность формирования планетарного сознания.

Гуманистическая цель образования позволяет поставить адекватные ей задачи личностноразвивающего обучения:

- мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

- оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития как физических, так и духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также - в осознании ответственности за жизнетворчество;

- приобщение личности к системе культурных ценностей и выработка своего отношения к ним;