Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения
Приоритет идеи свободы в системе гуманистических ценностей обусловлен тем, что именно свобода индивида является той ценностью, на основе которой реализуются другие социальные ценности (например, равенство, справедливость и др.). Идея свободы проявляется в различных формах и прежде всего как свобода мысли и духа. Она относится ко всем областям, включая политику, науку, образование, мораль. В русле действия этой формы свободы никто не имеет монополии на истину. Другая форма проявления свободы - это моральная свобода, или смысложизненное самоопределение личности. Данная форма, с одной стороны, тесно связана с «правом на личную жизнь», а с другой - она требует создания условий для самоутверждения и самореализации личности. Следующая форма осуществления идеи свободы - это политическая свобода, проявляющаяся в приверженности личности к демократии и выступающая защитой целого ряда гражданских свобод: свободы совести и слова, права на создание политических партий, права на легальную оппозицию. Наконец, особой сферой проявления свободы является свобода экономической деятельности.
Итак, гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра -человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в нем, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности. Гуманность поэтому -это совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.