Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения
Обращенность культуры к социальному времени проявляется в системе ценностных ориентации личности, связанных с будущим как общества, так и отдельного человека. Основой ориентации личности в социальном пространстве выступают социально-нравственные ценности, которые в своей совокупности раскрывают содержание гуманизма. Это делает ценностные ориентации одной из главных, «глобальных» характеристик личности, а их развитие, соответственно, одной из основных задач личностноразвивающего обучения.
Идея гуманизации, несмотря на ее многолетнюю декларируемость, оказалась для современной отечественной науки и практики преждевременной, теоретически и операционально непроработанной. Стало понятным, что одно дело - формировать человека в качестве «персонифицированной функции», а другое - развивать его как созидателя, готовить к свободному и творческому труду. Нужно отметить, что такое положение характерно для образования и в других странах. Существующая в мире система образования не соответствует гуманистической тенденции общественного развития и быстро меняющейся социальной действительности.
Гуманистически ориентированная философия образования в этой связи - это стратегическая программа качественного обновления процесса обучения на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности образовательных учреждений, старых и новых концепций обучения, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации принципиально меняет направленность образования, связанную не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.
игровая валюта