Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения
Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к мировоззренческим основаниям, «возвращение» к личности. Это особенность и современной теории, и практики обучения. Переориентация на личность и ее развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной процессами социального развития. Ее решение стало возможным благодаря высокому уровню развития философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики в целом и такой ее отрасли, как теория обучения (дидактика).
Сравнение достижений в образовании различных стран свидетельствует о том, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее «врастания» в педагогическую практику. Обращение к педагогическим трудам европейских ученых (XVIII-XIX вв.) также показывает, что успехи в практике обучения связаны с уровнем развития философии в целом и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, сформулированных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребелем, И.Г. Гербартом, Ф.А. Дистервергом, Дж. Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели обучения, которая в течение XIX-XX вв. эволюционировала, оставаясь тем не менее неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации школьной жизни.
В отечественной теории обучения первой половины XX века выдвигались идеи, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подвергаются острой критике. Среди этих идей оказалась трактовка идеала образованности. Образованный - значит знающий и умеющий использовать знания. Такая парадигма свела содержание образования к знаниям основ наук, а представление о научении и развитии - к процессу и результату усвоения знаний в обучении. В основу способов построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритетным оказался урок.