Гуманизация как стратегия личностноразвивающего обучения

Понятие «личность» отражает не только фактическое состояние социальных свойств человека, но и идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, - «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Такой идеал достижим и недостижим одновременно, но главное в нем - определение траектории развития и саморазвития человека.

Осознание данной стратегии поставило теорию обучения перед необходимостью пересмотра сложившейся ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным знаниям, умениям, навыкам и личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Они составляли основное содержание «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из «прокрустова ложа» такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец себя и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в теории и практике обучения идей гуманизации образования, ведущей среди которых является развитие личности. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в познавательной и эмоциональной сферах, характеризующих степень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением личностноразвивающего обучения.