Формы организации технологической подготовки педагога

Научное обоснование необходимости интеграции профессионального знания состоит в его характеристиках целостности и действенности, в сочетании в нем педагогических, собственно дидактических, психологических и предметно-методических знаний. Проблемы интеграции слабо отражены в учебных программах по специальным дисциплинам, в конкретных дидактических технологиях, в методических рекомендациях. В первом случае решение сдвинуто в сторону предметной подготовки, во втором преобладает излишне высокая абстрактность, не позволяющая сделать полноценный перевод на методический язык предметного обучения. В третьем случае имеет место педагогическая адаптация науки, при этом не используются психолого-дидактические схемы-проекты обучения. Такое состояние проблемы связано с двумя обстоятельствами: во-первых, с глубокой профессиональной дифференцированностью деятельности, препятствующей воссоединению психолого-педагогических и предметно-методических знаний в практике преподавания этих дисциплин; во-вторых, с отставанием дидактической теории от требований практики.

Одним из генеральных направлений в решении этой проблемы являются систематизация учебного материала путем установления отношений между научными понятиями дидактики, психологии и предметной методики, определение способов их введения в учебный процесс, фиксация их уровня обобщенности и выявление связей между теорией и практикой.

Процесс интеграции познавательных действий и формирования профессиональной деятельности реализуется через создание педагогического инструментария, в котором будут предусмотрены интегрированные действия обучающихся в виде решения учебно-профессиональных задач. Таким образом, процесс интеграции знаний и умений педагога происходит благодаря упорядочиванию учебного материала и учебных занятий, подчинения их целям профессиональной подготовки. В ходе этого процесса возможны укрупнение дидактических единиц усвоения знаний и действий, генерализация знаний и систематизация профессиональных действий.

Системообразующим фактором в осуществлении интегративного подхода к подготовке учителя является интеллектуализация обучения как залог формирования творческого педагога, способного справиться со сложнейшими задачами в практике и разнообразием способов их решения.