Художественно-эстетическое развитие ребенка
Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша. Например, расставляя посуду на столе, можно спросить детей: «А где наши красивые чашечки? Вот эти желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, с красными пятнышками — Сашеньке и Танюше». Можно попросить малышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или листьев, сказать: «Вот какой получился красивый букет!» Воспитателям следует обращать внимание детей на декоративные детали одежды (бантики, вышивку на кармашке, красивые пуговицы).
Рассматривая с детьми картинки в книжках, можно обратить их внимание на красные сапожки петушка, на яркий, веселый узор сарафана матрешки, отметить в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряхапоросенок. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними. Не следует использовать в качестве негативного примера особенности внешнего облика детей.
Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в котором находятся дети. Известно, что для развития у человека умения воспринимать и различать красивое и некрасивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт запечатления окружающего мира. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть красиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произведений народного творчества, которые следует периодически менять, обращая внимание детей на то, что нового и красивого появилось в групповом помещении. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустившийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засушенные листья деревьев, их цвет, форма и др.