Художественно-эстетическое развитие ребенка

Малыш познает окружающий мир чувственным путем, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение ребенка к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами: с бумагой, карандашом, глиной, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает «открытия», узнает, что краска оставляет след на бумаге, кусочек глины может принимать причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают звуки.

Задачей педагога является создание для ребенка соответствующей развивающей среды, т.е. необходимо подобрать материал для разных видов художественно-эстетической деятельности. Необходимо, чтобы он обеспечивал свободу и вариации действий, находился в доступном для ребенка месте, и чтобы его не было слишком много одновременно, так как это рассеивает внимание малыша.

Ребенку следует предоставить возможность опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Например, вначале малыш может мять и рвать бумагу, катать карандаши, стучать ими. Если его интерес иссяк, можно предложить материал другого свойства, цвета, величины. Важно продлить, закрепить интерес малыша, поддержать его познавательные действия. Постепенно из интереса к материалу при помощи взрослого у ребенка возникает интерес к действию с ним, а затем и к результату его — образу предмета, явления, воплощенному в красках, линиях, звуках.

Взрослый ведет ребенка от манипулятивных действий с художественным материалом к использованию его по назначению, помогая малышу постигать различные средства вы-разительности, посредством которых можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих его предметов и явлений действительности. Это следует производить ненавязчиво, без принуждения, весело — в игре, свободной деятельности. В игре легче увидеть за звуками, штрихами, пятнами образ какого-то предмета, быстрее постигнуть смысл художественной деятельности, что очень важно для последующего развития.