Художественно-эстетическое развитие ребенка
По завершении коллективного рисунка воспитатель попросит малышей сказать, что они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик и т.п.), может дорисовать некоторые детали к рисункам, чтобы получился новый образ. Например, соединит линиями цветные пятна, добавит несколько пятен, чтобы получилась мышка, домик, человечек и т.п., предложит малышам самим дорисовать к его собственному рисунку какие-либо детали, подумать, что получилось.
Хорошим приемом для стимуляции детского воображения является «кляксография». Картинки-кляксы получаются, если брызнув на бумагу краску, сложить лист пополам кляксой внутрь. Детям можно предложить угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии.
Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей воспитатель может использовать заготовки: вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа, предложить рисовать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею, которую дети разрисуют так, как им захочется. Хорошим приемом является накладывание (примакивание) на бумагу губки, пропитанной краской или специальной печатки. Педагог предварительно вырезает из нее различные формы и фигурки, которые затем дети макают в блюдечки с красками и делают/отпечатки. Они могут украсить нарисованную елку разноцветными шарами, яблоню — яблоками или птичками. Печатками могут служить катушки, кусочки овощей, любые подходящие предметы.
Педагог откликается на просьбы детей нарисовать картинку по их замыслу. Малыши внимательно наблюдают, как он рисует киску, куклу, машинку, домик и пытаются подражать, а воспитатель поддерживает инициативу ребенка в создании самостоятельных рисунков по замыслу:
• побуждает к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, предлагает малышам нарисовать разноцветные клубочки для игры котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы, рельсы со шпалами для поезда, на котором поедет Чебурашка;