Художественно-эстетическое развитие ребенка
Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками,— это основа будущей музыкальности.
Для этого малышам нужно петь песенки, прослушивать вместе с ними детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора как в исполнении педагога, так и в аудиозаписи. При прослушивании музыки педагоги побуждают детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, прихлопывать в ладошки, кружиться, подпевать. Педагог стремится разделить любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подключается к действиям детей, хвалит их. Также он может побуждать детей привлекать к танцам под музыку игрушки — кукол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и пальчики.
Педагог предоставляет малышам возможность прослушать звучание разнообразных инструментов, музыкальных игрушек и исполняемых на них мелодий, акцентирует внимание детей на характеристики их звучания: громкость, высота, темп и др. При этом взрослый использует различные эпитеты, отражающие настроение, передаваемое музыкальными средствами (сердитый барабан, веселый бубен, звонкий колокольчик, грустная дудочка, озорная погремушка и т.п.), побуждает малышей ассоциировать характер музыки с теми или иными образами (распускаются цветочки, прыгают зайчики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и т.п.); при прослушивании музыкальных фрагментов может предложить детям изобразить мимикой, движениями настроение, помогает назвать его.
Педагог поддерживает интерес и побуждает детей к пению, танцам, игре на детских музыкальных инструментах, организуя соответствующие игры. Например, может раздать малышам дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки и предложить всем вместе поиграть на них — получится «веселый оркестр». Подражая взрослому и друг другу, малыши овладевают простыми танцевальными движениями (ставить ножку на носок, кружиться, приседать, размахивать платочком в такт музыке). Воспитатель побуждает малышей напеть колыбельную куколке, сделать зарядку зайчикам под веселую песенку.