Художественно-эстетическое развитие ребенка
Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, песенке или танце. В играх следует развивать способность малыша замечать, узнавать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (например, малыш радуется, «узнав» птичку или зайку), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня, громкую или тихую, быструю или медленную музыку и т.д. Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок мог сравнивать особенности материала или используемых выразительных средств. Педагог побуждает его прислушиваться к звукам, смешивать краски, получая цвета, помять в руках твердую и мягкую глину, погладить ладошкой гладкий ватман и шершавую гофрированную бумагу. Радуясь и удивляясь вместе с малышом, сделанному им «открытию», воспитатель побуждает его поделиться своими впечатлениями, чувствами.
Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности экспериментирования с материалом. В группе должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, быть доступным и удобным для использования. Так, самым маленьким удобнее рисовать толстой кисточкой с короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых более совершенна мелкая моторика, можно предлагать тонкие кисточки.
Детей следует познакомить с основными приемами работы с различными материалами, дать им возможность рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щеточками, «печатками» на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большого размера можно расположить не только на столе, но и на полу, чтобы была свобода действий для рисующих рядом. Один малыш выберет карандаш, другой захочет мелок, третий — сделает отпечатки губкой, пропитанной краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместности, подражания действиям друг друга, освоения новых материалов для изобразительной деятельности.