Внешкольная социально-педагогическая деятельность
Исторически сложилось так, что в качестве главного инструмента воспитания, ориентированного на идеологический заказ государства в виде соответствующей модели личности, выступает школа. Основанием для выбора того или иного направления воспитания и его содержания служила идеология. Научность воспитания базировалась на естественнонаучных принципах, позволяющих выстраивать его модели в виде соответствующих требований к воспитанникам, вытекающих из познания объективных закономерностей развития человека в различных сферах — трудовой, политической, моральной, эстетической, патриотической и др. Количество направлений воспитания отвечало количеству возможных видов деятельности по преобразованию существующей действительности, Реализация каждой из этих моделей воспитания предполагала разработку конкретных методик и технологий воспитания, спускаемых сверху вниз с помощью административно-управленческой системы. Педагогика насилия становилась неотъемлемым атрибутом реализации научного подхода к воспитанию, рассматривающего учащегося как объект целенаправленного воздействия со стороны субъекта воспитания. Внедрение различных моделей воспитания на основе предшествующих научных разработок иными способами было невозможно. Отсюда ставка на жесткую дисциплину и порядок, нормированные задания, критерии их оценки и другие стандарты воспитания.
Реальная воспитательная работа заменялась теорией воспитания, реальные воспитательные проблемы — абстрактными логическими схемами и искусственными организационными конструкциями. Система воспитания строилась лишь на гносеологической основе в виде внедрения теоретических разработок в жизнь. При этом антропологические, аксиологические, культурно-антропологические и праксиологические его аспекты оказывались невостребованными. Естественнонаучный опыт абсолютизировался, а другие его разновидности просто не принимались во внимание. Культура и ее субъективные составляющие оставались за пределами процесса воспитания, а сам он полностью основывался на управлении развитием человека или изменении тех или иных качеств личности с помощью соответствующих стимулов, психолого-педагогических методов воздействия, различных форм социального контроля.