Внешкольная социально-педагогическая деятельность

Внеклассная же педагогическая деятельность все больше начинает делать упор на профилактику явлений дезадаптации, работу с детьми, имеющими те или иные отклонения от нормы, и приобретать форму социально-педагогической деятельности в детских общественных объединениях и организациях, в учреждениях творчества и досуга, в местах летнего отдыха детей. Основной акцент делается на социальном воспитании. Это в известной мере объясняется коренным поворотом в изменении целей и содержания воспитания в первые годы советской власти и разрывом с христианским воспитанием. Проблема социального воспитания, идущая на смену религиозному, становится определяющей. В решении же этой проблемы центральное место отводится культурно-массовой и культпросветработе через клубные учреждения и другие институты культуры и образования.

В основу деятельности этих учреждений были положены общинные принципы самодеятельности населения, развиваемые с помощью культпросветработы с населением и социально-педагогической деятельности. Центральной фигурой внешкольной социально-педагогической деятельности был организатор досуга детей и молодежи или культпросветработник, выполнявший интегрированные функции по просвещению населения, приобщению их к культуре, организации досуга и т. д. Культпросветработа все больше превращалась в отрасль педагогической работы с одновременной специализацией, в частности выделились специалисты по организации массовых праздников, художественной самодеятельности, руководитель фольклорных и этнографических коллективов, организатор студий народных ремесел и промыслов и т. д. Так, культпросветработник, занимающийся театрализованными массовыми представлениями и праздниками, начал представляться как педагог, работающий в сфере досуга, направляющий и организующий праздничную самодеятельность масс.

Педагог досуга выступал и режиссером и сценаристом, знающим элементы режиссуры и сценического мастерства. Главное в его работе — организация свободного времени, пробуждение и развитие творческого эстетического начала в процессе художественной творческой реализации личности, а также в ходе ее участия во всех других сферах общественной деятельности.