Социальная педагогика и ее междисциплинарный характер
Многие положения социальной педагогики так или иначе связаны с психологическим анализом 3. Фрейда, Г. Юнга, К. Роджерса и других известных ученых-психиатров. Это прежде всего положение 3. Фрейда о противоречии между бессознательным природным влечением и сознательным социально нормируемым поведением, учение Г. Юнга о коллективном бессознательном и архетипах культуры, гуманистическая психология К. Роджерса.
К сожалению, в отечественной социально-педагогической теории и практике данная педагогическая парадигма осмыслена не до конца. Акцент здесь делается в основном на теории социальной среды, сложившейся в советской педагогической науке в 20-е гг., а также на теории девиантного, или отклоняющегося от нормы, поведения, разработанной в основном в 60-е гг. в рамках криминологии и виктимологии. В первом случае предмет социальной педагогики связывается с педагогизацией социальной среды как основы социализации и направленного воспитания, во втором — с изучением девиантного поведения. Считается, что нормальные дети не являются объектом исследования социального педагога.
Одной из проблем советской социальной педагогики была профилактика административно наказуемых действий под-ростков или их деликвентного поведения. Разработка данной проблематики в нашей стране началась задолго до появления социальной педагогики как самостоятельной профессиональной деятельности. Деликвент представлялся в основном как жертва социализации. Данная область исследования стала впоследствии предметом новой научной дисциплины — виктимологии. Поведение считается девиантным, если поступок или действие не соответствует установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Чаще всего под ним понимаются формы негативного поведения, сфера нравственных пороков, отступление от норм морали и права - Природа девиации различна. Существуют биологическое, психологическое, социологическое, культурологическое объяснения и теоретические подходы к изучению девиантного поведения. В одном случае акцент делается на субкультуры, нормы которых противоречат нормам доминирующей культуры, в другом — на стремление обладать материальными благами, в третьем — на особенностях личности и мотивах ее поступков, склонности к агрессии и т. д. Например, идея агрессивного начала в человеке лежит в основе объяснения межгруппового конфликта. Суть стагнационного подхода, или теории наклеивания ярлыков , состоит в том, что девиация — это не качество поступка, который совершает человек, а, скорее, следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».