Социальная педагогика и ее междисциплинарный характер
Тем самым гражданское общество предстает как своеобразный атрибут правового государства, определяемый главным образом идеологией. С помощью целенаправленной социальной работы, составной частью которой является социальная педагогика, его можно целенаправленно проектировать.
Европейская версия сущности гражданского общества связывает его главным образом с переходом от спонтанной, нерегулируемой активности родовой общины, противостоящей государственному регулированию, к рациональной общественной организации на той или иной территории. Инициатива сверху и инициатива снизу как бы изначально противопоставлены друг другу, и главная задача социального педагога — уравновесить их. При этом определяющая роль отводится не столько социальной политике и педагогике формирования, сколько социокультурной жизни общины и социальным нормам, регулирующим жизнедеятельность жителей данной территории, народным традициям, обычаям, образу жизни и менталитету, сложившимся под влиянием природных и социальных макро, микро факторов. В европейской социальной педагогике в качестве центральной выступает проблема не формирования личности, а ее социального развития. Вся система образования здесь неразрывно связана с ценностями и нормами повседневной культуры, в которой воспитывается ребенок, с тем образом жизни, под влиянием которого формируются личность, ее характер, мировоззрение, убеждения. Не считаться с этим педагог не может, в то время как в США он может ими и пренебречь, опираясь лишь на общие нормы права, общие физиологические и психологические закономерности возрастного развития. Для европейца же в качестве центральной проблемы всегда выступает проблема духовного развития, теснейшим образом связанная с мифологией, религией, искусством, существующими нормами культуры. В известной мере они и определяют научное моделирование. Сама наука развивается здесь вместе и в тесной взаимосвязи с развитием менталитета народа, а определяющая роль принадлежит самой образовательной среде.
Под образовательной средой чаще всего понимаются условия и факторы жизнедеятельности личности, определяющие не только образ ее жизни, т. е. ее нормы, принципы, смысл, ценности, но и образ или тип мышления, духовный облик в целом. Эти условия и факторы носят как пространственно-предметный, так социально-временной характер.