Социальная педагогика и ее междисциплинарный характер
Даже мысль о неправомерности или несправедливости той или иной существующей в социалистическом обществе правовой нормы, тем более предположение, что и общество, и проводимая государством политика тоже могут быть преступными, не допускалась. Причины отклонения от нормы пытались искать в структуре самой личности, во влиянии психофизиологических изменений в подростковом возрасте, в нарушении взаимоотношений в диаде «родители — дети», в психологической отверженности и другом негативном влиянии неформальных групп сверстников. Господствующей парадигмой исследования являлась естественнонаучная, т. е. абсолютизировались отражательные возможности психики человека, его нервной системы. Познание представлялось как постижение объективных закономерностей развития соответствующих процессов или явлений, выстраивание его модели, а педагогическая, профилактическая и другая работа — как методическая, строго следующая требованиям научной методики. Субъективный фактор, позиция самой личности, ценности и нормы культуры, уровень духовного развития, смысловое постижение действительности в расчет обычно не принимались. Само понятие «девиация», если и употреблялось, то в лишь рамках криминологии и виктимологии. Девиация же как условие социального развития никого не интересовала, как и формы адиктивного и аддитивного поведения.
В то же время опыт свидетельствует о том, что проблема девиации имеет более глубокие основания, укорененные в существующих социокультурных формах жизнедеятельности людей, которые воспроизводятся на протяжении уже многих столетий. Проституцию, пьянство, наркоманию и целый ряд других форм отклоняющегося поведения нельзя объяснить ни формированием субкультур, ни постепенным отклонением от существующих норм-правил, ни рассогласованием опыта и социальных идеалов, воплощенных в социальных нормах. В известной мере они связаны и с некоторым закреплением образцов поведения, и с физиологическими особенностями организма. Однако еще в большей мере девиантное поведение определяется такими содержательными элементами духовной жизни общества, как обычаи, нормы, ценности, смыслы и значения.