Социальная педагогика и ее междисциплинарный характер
Вместе с тем глобализация социокультурных проблем развития не только не отменяет национальную, региональную, поселенческую и другую специфику образования, но и предполагает учитывать ее в виде индивидуальных планов, программ и стандартов каждого университета, национальных стандартов подготовки специалиста и т. п. Развитие образования как отрасли культуры невозможно без социокультурной типизации и социокультурного взаимодействия, которые на первый взгляд исключают друг друга. Иллюстрацией тому может быть развитие культуры национальных меньшинств.
Было бы ошибкой абсолютизировать теоретико-методологические основы социальной педагогики, придающие ей статус научной дисциплины. Социальная педагогика - сугубо европейский феномен, основой которого является специфика национальной культуры как определяющее условие социализации и индивидуализации личности. Она, с одной стороны, выступает как область практической деятельности, опирающаяся на традиции, обычаи, привычки, стереотипы мышления, менталитет, исторически сложившийся образ жизни, регулируемый особыми социальными нормами и правилами. В становлении норм наряду с наукой не менее важная роль принадлежит мифологии, религии, искусству, политике, другим формам общественного сознания и общественной практики. С другой стороны, социальная педагогика теснейшим образом смыкается с народной педагогикой. Напри-мер, трудно выработать адекватные методы борьбы с алкоголизмом или наркоманией, отчетливо не представляя, что эти формы антиобщественного поведения как социокультурные явления связаны с народными традициями, своими корнями восходящими к религиозным и мифологическим культам, а значит, методы борьбы с ними не могут ограничиваться чисто административными или медицинскими.
Социальная педагогика как культурный феномен отсутствует в США, где особенности национальной культуры уступают место идеологии, политике и праву. Личностный фактор уступает место социальному. Социальная педагогика превращается в социальную работу. Она может иметь и имеет социально-педагогический аспект, но это не одно и то же.