Система технологий обучения
Что касается информационных технологий, различающихся по логической структуре информации, то здесь заложен логический порядок индуктивной и дедуктивной организации учебной информации. В связи с логикой введения учебной информации дискуссионным остается вопрос о способах введения логических структур в учебный процесс в связи с возрастными особенностями учащихся и их подготовленностью. Решение его прослеживается в психолого-педагогической литературе, в теориях обучения. Вопрос этот сложный, требует специального рассмотрения.
Систематизация технологий, приведенная нами, включает пятнадцать направлений, каждое их них может быть развернуто и интерпретировано. В настоящем издании сделать это не представляется возможным.
Приведенная систематизация технологий обучения нуждается в следующем пояснении.
1. Технологии обучения могут быть систематизированы по различным критериям, каждый из которых не является универсальным и единственным. В созданной классификации технологий можно видеть разные уровни их обобщения. Можно характеризовать технологии по семействам, родам и видам, есть еще и подвиды технологий.
2. Каждое из направлений классификации технологий обучения отражает цели, поэтому внутри каждого семейства выстраивается иерархия технологий не только в связи с системообразующими признаками и критериями их вычленения, но и на основе целевой направленности технологий. В результате целевого критерия предпочтительности возникает иерархия технологий в каждой из приведенных групп .
3. Конкретные технологии обучения, составляющие разновидности семейств, различаются между собой уровнем адаптации к возрасту учащихся и к их подготовленности.
4. Адаптационный признак технологий обучения проявляется в динамике. Технологии могут перестраиваться с одного адаптационного режима на другой. Те из них, которые были ведущими, могут стать второстепенными и наоборот. Процесс этот связан с перестройкой инновационной среды, направлен на развитие мышления учащихся. Задача педагога состоит в том, чтобы с помощью технологий реализовать не только близкие цели, но и далекие. Должна быть намечена система перспективных целей образования и обучения.