Система технологий обучения
технологиям решения профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов;
технологиям по оцениванию ситуации, предполагающим афферентный синтез состояния учебно-педагогической системы и уровня готовности учащихся к восприятию новых знаний.
Кроме приведенных имеет место огромное разнообразие других технологий. Описание их и систематизация могут быть произведены по разным основаниям, а также по критериям, имеющим комплексные характеристики. Систематизация технологий обучения представлена в табл. 1.
Приведенные типы и виды технологий обучения раскрывают их многообразие. Систематизация технологий проведена на основе разных критериев с целью разностороннего их описания. Пользование одной из них не исключает возможности применения других систем. Модель обучения строится на основе обобщения и конкретных характеристик цели, деятельности педагога и учащихся, специфики педагогической системы.
Исследования, проведенные в области педагогических технологий, убедительно показывают влияние способов управления образованием и развитием учащихся. Учебная деятельность детерминирована действиями педагога с разной степенью свободы. Цель воплощена в технологии обучения с помощью структуры учебной информации. Если цель диагностическая, то тестирование и контроль включают систему вопросов или задач для учащихся, конечным продуктом будут сведения об информационной и операционной готовности учащихся. Если цель состоит в организации эвристических способов решения задач учащимися, то педагог строит систему учебных задач с элементами эвристической деятельности. Если поставлена цель обучить средствам проблемного обучения, то педагогом отрабатываются все блоки познавательного акта: осознание проблемы и выделение ее; понимание связей и отношений информации, включенной в задачу; построение и формулирование гипотезы, мыслительная проверка решения в соответствии с выдвинутой гипотезой, построение логического рассуждения для проверки эвристического решения; исполнение решения, а также корректировка решения в случае необходимости.