Система технологий обучения
По стратегиям обучения технологии делятся на информационные , задачные, проблемные, диалогические и технологии-тренинги. Все эти технологии различаются по способам организации учебной информации учебного процесса, а также по способам коммуникации. Как подсказывают названия этих технологий, они направлены либо на теоретическое изучение учебного материала, либо на способы самостоятельного приобретения знаний и умений , либо на дискретное распределение учебной информации между педагогом и учащимися в форме вопросов и ответов , либо на упражнения в приобретении и применении знаний, действий, в усвоении знаний, действий, в усвоении способов познания, а также на отработку информационного общения с учащимися.
Каждая из названных групп технологий, объединенных на основании того или иного критерия, имеет широкое поле конкретизации — отсюда разновидности технологий. Так, например, технологии информационные представлены дедуктивно-информационными и индуктивно-информационными технологиями, кроме того, имеются иллюстративно-объяснительные технологии, проблемные информационные и комбинированные технологии, сочетающие блоки разных технологий обучения.
Объяснительно-иллюстративным технологиям свойственно применение наглядности в целях конкретизации, представительства образа, формирования абстрактного и конкретного знания. Основу этой технологии обучения составляет сложный логический прием — объяснение. Поскольку объяснение является функцией науки, то этот способ введения учебной информации в процесс обучения педагогически обоснован как с науковедческой позиции, так и психолого-педагогической стороны. Применение иллюстративно-объяснительных технологий связано с педагогическим принципом и законом доступности и развития, позволяющим сделать учебную информацию понятной и решать задачи развития и образования.