Развитие социальной педагогики за рубежом в 19-20 веке
1. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Новое воспитание
«Новые школы» – это одно из направлений буржуазно-реформаторской педагогики, возникшее в конце XIX – начале XX вв. Его появление связано с рядом причин социально-экономического и общественно-политического характера:
– явное отставание традиционной школы от потребностей капиталистического производства;
– резкое обострение классовой борьбы;
– подготовка ведущих европейских стран к Первой мировой войне и др.
Комплекс этих проблем буржуазия пыталась решить через воспитание . «Новые школы» были частными платными заведениями, доступными детям из состоятельных семей, и служили задачам воспитания «капитанов» промышленности и политики.
Первая «новая школа» в Европе была открыта С. Редди в 1889 г. в Абботсхолме . В большинстве своем они были частными, следовательно, платными и привилегированными. Это важно для понимания феномена «новых школ». Во-первых, они возникали как заказ определенных социальных кругов в подготовке инициативных, разносторонне развитых людей, способных в дальнейшем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни. Во-вторых, эти школы кардинально отличались от традиционных государственных своими педагогическими принципами и вряд ли могли бы сразу стать государственными.
К обязательным признакам нового типа средней школы А. Феррьер относил следующие: она должна быть интернатом и расположена за городом; число воспитанников в группах для занятий – 10-12 человек. Большое внимание, кроме изучения наук, должно уделяться искусству, гимнастике, играм и спорту, прогулкам и дальним экскурсиям, сельскохозяйственному и ремесленному труду; преподавание должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребенка и возрастные особенности его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.