Развитие социальной педагогики за рубежом в 19-20 веке
3. Взгляды представителей зарубежной педагогики конца XIX – начала ХХ вв.
Многочисленные концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX в., стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы часто называют «реформаторской педагогикой». Основная идея, объединявшая педагогов-реформаторов, состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности.
Воспитание людей нового типа, разрешение противоречий между узкой специализацией и общим развитием учащихся и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса ставили перед педагогической теорией неотложную задачу – отыскание путей рационального преобразования школьной системы, пересмотра целей, содержания, методов образования, воспитания и обучения.
Джон Дьюи. Американский философ, психолог и педагог. Развил новый вариант прагматизма – инструментализм. Считал, что различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Истина определяется им как практическая эффективность, полезность.
Цель теории воспитания – формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства».
Дьюи считал, что школа обязана гибко реагировать на динамические изменения в обществе и должна сама стать как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям максимальные возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи.