Развитие социальной педагогики за рубежом в 19-20 веке
Считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика – синтезировать все педагогические искания начала XX века.
Мария Монтессори. Итальянский педагог, врач, доктор медицинских наук. Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике. Разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей, который применила в дальнейшем к нормальным детям.
Для внедрения своей системы создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет – «дома ребёнка». Система основана на идеях свободного воспитания. Основываясь на теории «спонтанного развития ребёнка», отрицала активную воспитывающую роль педагога. Задачу воспитания видела в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребёнка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.
Опосредованное руководство воспитателя, осуществляется на основе автодидактизма. Педагог – наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий учебную ситуацию, дидактический материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог. Главным в занятиях считается упражнение «активности», задача приобретения знаний является попутной.
Основой обучения считала сенсорное воспитание, которое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного органа – «выключать» остальные. Эффективность в обучении связывала с выделением особых периодов повышенной восприимчивости детей к определённым воздействиям окружающей среды.
Рудольф Штейнер. Возглавил руководство первой вальдорфской школой, основанной в 1919 г. в Штутгарте.
Центральная идея основанной им антропософии , состоит в том, чтобы открыть такие возможности познания, которые позволили бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира и дать возможность каждому человеку сознательно войти в «высшие миры». В основании учения лежат идеи немецких ученых и поэтов И. Гете и Ф. Шиллера. Они полагали, что человек представляется единством трех ипостасей: души, тела и духа.