Развитие процессуальной игры
Об осмысленности использования предметов-заместителей на данном этапе свидетельствует появление у малыша критичности к действиям взрослого и своим собственным. Он уже не всегда соглашается с предложениями взрослого о переименовании предмета, принимает их избирательно. Если же сам выбирает в качестве заместителя «неправильный» предмет, сразу же исправляет ошибку. Вот пример такого отношения к собственному замещению.
Саша (1 год 9 мес.) увлечено кормит куклу ложкой, старательно зачерпывает еду то из тарелки, то из кастрюльки. Взрослый от имени куклы обращается к нему с просьбой дать морковку и просит найти ее среди игрушек. Саша быстро берет со стола зубную щеточку и показывает ее взрослому. Взрослый охотно соглашается и предлагает покормить этой «морковочкой» куклу. Мальчик смущенно разглядывает щетку, вертит ее в руках, откладывает в сторону, затем находит на столе овальную оранжевую деталь пирамидки, похожую на морковку, и протягивает ее кукле. Через некоторое время берет зубную щетку и со словами «чистить надо» — чистит кукле зубы, как бы исправляя допущенную ошибку. Таким образом, он уже без подсказки взрослого осознает необходимость замещать предмет не любым, а подходящим по какому-то признаку предметом (при этом, как правило, ориентируется на его форму).
Возникновение критичности при использовании предметов в новой функции является симптомом зарождения действительно символического использования предметов. Важнейшим фактором, обеспечивающим осознание разрыва между предметом и его значением и возможность переносить это значение на другие предметы, является речь. С ней связано дальнейшее развитие замещений.
Характерной особенностью четвертого этапа является усиление самостоятельности детей в использовании замещений. На предыдущем этапе, несмотря на все возрастающую способность ребенка осознавать смысл использования предметов-заместителей, его замещения имеют преимущественно имитационный характер. В самостоятельной игре дети, как правило, воспроизводят те замещающие действия, которые совершали вместе со взрослым ранее. На новом этапе ребенок все чаще начинает изобретать собственные замещения, сначала варьируя действия взрослого и внося в них элементы новизны, а затем самостоятельно придумывая замещения. Их репертуар заметно обогащается.