Развитие процессуальной игры
Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста. Особое место в их жизни занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. С раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, появляется стремление жить общей жизнью с ними. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности — предметной, или процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку», может действовать как взрослый. Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является воображаемым. Чаще всего ребенок имитирует ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.).
Развитие процессуальной игры изучалось в работах ряда отечественных психологов — Ф.И. Фрадкиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Н. Палагиной, Л.Н. Галигузовой и др. В результате были выявлены особенности становления процессуальной игры и ее роль в психическом развитии ребенка раннего возраста.
Первые игровые действия ребенка представляют собой некоторое подобие действий взрослых и тех орудийных действий, которые он уже умеет совершать сам. Однако между игровым и утилитарным использованием предметов есть существенная разница. Отличие игрового действия от утилитарного сформулировал Д.Б. Эльконин в книге «Психология игры». Он писал, что предметное действие двойственно по своей природе. С одной стороны, каждое предметное действие содержит общую схему, в которой закреплено общественное назначение предмета; с другой — имеет операционально-техническое содержание, без усвоения которого невозможно совершать практические утилитарные действия. Из этой двойственности и проистекают две линии развития предметных действий: одна связана с овладением операциональной стороной утилитарной деятельности и реализуется в собственно орудийных действиях, другая, имея дело со значениями вещей в их оторванности от прямой практической пользы и практического результата, является началом формирования процессуальной игры.