Развитие процессуальной игры
Наташа (2 года 11 мес.) ковыряет пластмассовым ножичком в отверстии овальной детали пирамидки и кормит куклу. Взрослый спрашивает: «Что кушает твоя куколка?» Наташа смотрит на деталь и неуверенно произносит: «Печенье». Затем быстро поправляет себя: «Яичко!» И сразу же берет ложку, бьет ею по яичку, очищает его от скорлупы, дует на него, приговаривая: «Горячее яичко, надо, чтобы остыло».
Приведенные примеры показывают, как важна функция речи в становлении замещающих действий. Стоило ребенку назвать предмет новым именем, как действие с ним станови-лось более развернутым и осмысленным. Однако на данном этапе он сначала действует предметом-заместителем и лишь потом может дать ему название.
Наконец, на пятом этапе развития замещений — к концу раннего возраста — можно наблюдать полноценное использование детьми предметов-заместителей. Ребенок уже четко умеет выделять сходство между обозначаемым и обозначающим предметами, условное называние предмета-заместителя смещается к началу игры, предшествует действию. Выбор предмета-заместителя предваряется поиском подходящего предмета, развернутыми высказываниями. Появляются понастоящему самостоятельные и оригинальные замещения, которые можно расценивать как творческие проявления в игре. Такая игра обычно отличается яркой эмоциональной насыщенностью.
Четкого соответствия между возрастом ребенка и этапами развития замещающих действий нет. Как правило, первые три этапа дети проходят на втором году жизни, четвертый и пятый — на третьем. В то же время у детей, с которыми взрослые много играют, у которых рано развивается речь, полноценные игровые замещения могут появиться и к концу второго года жизни. Если же взрослые не уделяют должного внимания игровой деятельности малышей, они задерживаются в своем развитии, а замещений не бывает даже к концу раннего возраста.