Развитие процессуальной игры
Света (2 года 11 мес.) довольно долго играет с куклой: купает, причесывает, сопровождая свои действия развернутыми обращениями к ней, комментариями по поводу ее настроения и самочувствия. Затем неожиданно отодвигает все сюжетные игрушки в сторону, берет два блюдца, кладет на них по кубику и на каждый ставит овальную деталь пирамидки. Повернувшись к взрослому, говорит: «Это окошки (кубики), а это колобки сушатся». Подождав, пока высушатся колобки, и сложив их в кастрюльку, Света кладет на освободившиеся кубики плоскую деталь конструктора: «Вот мост, машины сюда проезжают». Закрыв один из проемов моста другой деталью конструктора, девочка объявляет: «Закрыт огород, не проезжать». Берет ложку и, изображая машину, движется по мосту: «Ду-ду-ду». Затем строго говорит, обращаясь к ложке: «Огород закрыт, ты куда едешь?» Убрав ложку, девочка повторяет то же самое с палочкой, и когда палочка-машина подъезжает к мосту, спрашивает ее: «Ты где была?» И, повернувшись к взрослому, объясняет: «Она в гараже была». Наконец откладывает палочку в сторону и сообщает: «Все, машина спать легла».
В данном случае девочка играла без опоры на реальные игрушки, свободно замещая один предмет другими и используя один из них в не свойственной ему функции (ложка-машина).
Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В процессе игры, так же как и в предметной деятельности, ребенок осваивает общественную функцию предметов и смысл деятельности взрослых. Игра позволяет ему расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Все это является важным фактором социального развития детей, так как способствует формированию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им.