Развитие процессуальной игры
Развитие игровых замещений на протяжении всего раннего возраста проходит ряд этапов.
На первом этапе ребенок играет только с реалистическими игрушками, т.е. с игрушками, имеющими сходство с реальными предметами. Например, малыш может покормить куклу из игрушечной ложки, но, если ложки у него нет, он по собственной инициативе не воспользуется вместо нее палочкой. Если попросить его дать кукле конфетку, он ответит, что ее здесь нет. Замещения взрослого не вызывают у ребенка интерес и не стимулируют подражание. Такое отношение к замещениям характерно для первого полугодия второго года жизни. Но иногда его можно встретить и в 3 года. Это бывает, когда взрослые не играют с детьми, не дают им образцов действий с предметами-заместителями.
На втором этапе ребенок уже с интересом наблюдает за использованием взрослым предметов-заместителей и сразу же охотно подражает им. Однако самостоятельно использовать их малыш еще не может, так как не вполне понимает принцип замещения. В этот период ребенку трудно вспомнить, какими предметами-заместителями пользовался взрослый, он соглашается с любым переименованием предмета. На предложение найти замену отсутствующему предмету ребенок обычно игнорирует просьбу взрослого; иногда может, не задумываясь о выборе, показать на первый попавшийся предмет, но при этом никак его не использует в игре и не побуждает к этому взрослого.
На третьем этапе ребенок уже может производить отсроченное подражание замещениям, которые делал взрослый во время совместной игры. При этом малыш охотно, достаточно точно и сосредоточенно копирует их, может по просьбе взрослого вспомнить и назвать предмет-заместитель, которым пользовался старший партнер. Это свидетельствует о том, что смысл замещения становится для него понятным. Часто дети сами повторяют название предмета-заместителя, которым пользовался взрослый; в этот период у малышей появляются предпочтения в использовании тех или иных замещений, которые они по собственной инициативе многократно и с явным удовольствием воспроизводят.