Основные типы систем организации теоретического обучения
В предыдущих разделах учебника было подробно изложено, как вырабатываются методы проведения занятий. В этой главе речь пойдёт об их реализации в процессе учебного процесса, т. е. о формах реализации этого процесса.
Планирование учебного процесса в нашем случае является завершающим этапом методической деятельности, тогда как в большинстве традиционных программ методической подготовки урок лежит в основе педагогического проектирования и является главной содержательной единицей дидактического проекта.
Под уроком понимается определенная форма организации учебного процесса, характеризующаяся определенным объемом учебного материала, постоянным составом обучаемых, руководством со стороны преподавателя и последовательного выполнения действий преподавателем и обучаемыми. Урок в определённой мере является завершенной частью процесса обучения. Вместе с тем усвоение деятельности по одной теме, как правило, осуществляется на нескольких уроках, и если в самом начале методической деятельности конструировать каждый из них отдельно, то в дальнейшем связать все уроки в единую систему усвоения может оказаться очень сложно. Таким образом, дидактическое проектирование следует осуществлять путем дифференциации и выделения отдельных элементов деятельности преподавателя и обучаемых, которые необходимо освоить на определенных уроках. Эти элементы должны иметь свою дидактическую, методическую и логическую структуры.
В современной педагогической литературе имеется множество работ, посвященных уроку, его конструированию, организации и осуществлению. Вопросы структуры урока освещаются в курсах общей и профессиональной педагогики.
Рассмотрим три основных типа систем организации теоретического обучения: индивидуальную, классно-урочную и лекционно-семинарскую.
Общей чертой для всех систем организации обучения является организация учебной информации в дозы, имеющие различные характеристики.