Основные типы систем организации теоретического обучения

Индивидуально-групповая система организации

теоретического обучения характерна для неразвитой системы образования и отличается невысоким уровнем организации учебного процесса. В настоящее время ее элементы встречаются в других системах, особенно в тех случаях, когда необходима высокая индивидуализация обучения, например, при руководстве выполнения учебных проектов.

Классно-урочная система организации теоретического обучения

Эта система явилась результатом эволюции индивидуально групповой системы. Увеличение групп учащихся у каждого преподавателя и, как следствие, сокращение времени непосредственной работы с каждым учеником; заучивание молитв и стихотворений хором вели к накоплению опыта групповой работы. При этом группы стали подбираться с примерно одинаковой подготовкой учащихся, позволявшей организовывать коллективную работу на занятиях.

Опыт группового обучения показал, что оно идет значительно продуктивнее, если:

- учащиеся сгруппированы в отдельные классы в соответствии не только с уровнем знаний, но и с возрастом;

- по предметам разработаны учебные программы, и изучение их осуществляется планомерно .

- занятия ведутся в определенном режиме по постоянному расписанию.

Это привело к качественному изменению организации теоретического обучения. Накопление и обобщение педагогического опыта, развитие науки в средние века позволили представить организацию обучения в виде новой системы, дать ее научное обоснование, что и было впервые сделано Я. А. Каменским, И. Штурмом, И. Г. Песталоцци и другими педагогами. Система получила название «классно-урочной». Классно-урочная система организации теоретического обучения предполагает дозирование учебного материала в соответствии с познавательными возможностями учащихся на теоретическом занятии, ограниченном строго определенным временем. Эффективность организации обучения в классно-урочной системе привела к широкому распространению этой системы в учебных заведениях.