Основные типы систем организации теоретического обучения
Классно-урочная система организации теоретического обучения и ее развитие породили множество попыток рационализации этой системы, вызванных новыми задачами, которые приходилось решать органами образования в различных общественно-политических и экономических условиях.
Предпринимались попытки рационализации классно-урочной системы организации теоретического обучения. Был создан целый ряд подобных систем, некоторые из них приведены ниже.
Белл-лсимастерская система организации теоретического обучения предполагала взаимное обучение. Преподаватель обучал дозе учебной информации, в основном наиболее способных учеников, которые, в свою очередь, обучали учеников, не знавших этого материала. В США и Англии в 60-е годы двадцатого века система была возрождена на основе применения учебного телевидения, предполагавшего трансляцию лекций высококвалифицированных педагогов и проработку их учащимися под руководством учителей или взрослых, присматривающих за детьми дома, родителей, домохозяек, репетиторов и т. п.
Дальтон-план. Сущность организации обучения по Дальтон-плану заключалась в самостоятельном продвижении учащегося в учении в соответствии с его способностями и возможностями, темпом. В этой системе преподавателю отводилась роль консультанта, а при завершении обучения - экзаменатора. Занятия отменялись, программы изучаемых предметов делились на ряд заданий, к которым давались соответствующая литература и контрольные задачи, схема изучения учебного материала была упрощена до предела.
В 20-е годы ХХ-го столетия в СССР Дальтон-план был применен в адаптированной форме, как бригадно-лабораторная организация теоретического обучения, которая предполагала сочетание индивидуального изучения предмета с коллективной работой класса или бригады. Задания выдавались бригаде учащихся и предполагали получение всеми одинаковой оценки по результатам его выполнения, независимо от доли участия в работе.