Основные типы систем организации теоретического обучения

Индивидуальная и индивидуально-групповая системы организации обучения

Эти системы имеют в своей основе трехступенчатую схему изучения дозы учебного материала.

Накопление человечеством опыта хозяйственной деятельности, открытие законов природы, развитие письменности, счета, а также необходимость владения этими и другими знаниями привели к возникновении системы обучения, позволяющей познавать определенную область действительности или науку, например, философию, астрономию.

Первоначальной, самой древней из известных систем обучения была индивидуальная: жрец, знавший науку, или мастер, владеющий ремеслом, обучал своего ученика. Эта система предполагала как освоение теоретически знаний, так и практическое овладение ремеслом, поэтому ее можно отнести к системам и теоретического, и практического обучения.

Организация теоретического обучения в индивидуальную систему была такой. Преподаватель, в соответствии со своими знаниями, рассказывал о чем-либо и, в соответствии с рассказанным или по своему усмотрению, просто давал задания ученикам. Ученики выполняли задания самостоятельно, после чего преподаватель проверял правильность выполнения. В этой системе, как правило, отсутствовала четкая логика изучения материала, задания учащимся давались хаотично, величина доз изучаемой информации не была определена, отсутствовал специально организованный учебный текст. Однако схема изучения дозы учебной информации в общих чертах была определена. Индивидуальная система обучения не прекратила своего существования. Она развивалась и в результате переросла в новую систему организации обучения, которая сохранилась в виде гувернерства и репетиторства в семьях дворян и крупных предпринимателей.

С развитием массовой подготовки квалифицированных рабочих она нашла свое место в практическом освоении профессиональной деятельности в виде ученичества: например, при подготовке водителей, т. е. индивидуальном обучении вождению автомобилей. В современных условиях расширяется область применения индивидуальной системы обучения, развиваются репетиторство, появилась система дистанционного обучения, возрождается гувернерство.