Организационно-педагогические условия реализации моделей профильного обучения
Кемеровская область представлена 34 муниципальными образованиями расположенными на 95,7 тыс. квадратных километров. Кемеровская область занимает 31 место среди всех субъектов РФ. И превосходит по площади ряд Европейских государств: Венгрию, Австрию, Данию, Швейцарию, Бельгию и др. Это 2 крупных и 18 малых городов, 23 поселка городского типа, значительная часть населения проживает в сельской местности .
Именно такое разнообразие условий обусловили то, что Кемеровская область включилась в Федеральный эксперимент по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в 2004г., отрабатывая переход как в условиях сельской местности, так и в условиях малого шахтового города .
Однако необходимо отметить, что в Кемеровской области уже был накоплен своеобразный опыт осуществления профильного обучения, когда с начала 90-х годов стали создаваться лицеи и гимназии, как учреждения, реализующие углубленное содержание образования в связи с высшими учебными заведениями, формирующие систему непрерывного образования «школа-вуз». Фактически в каждом вузе Кемеровской области стали создаваться Центры непрерывного образования. Этот опыт сыграл значительную роль в его использовании на стадии перехода на профильное обучение, но отчасти и затруднял процесс перехода, так как до сих пор большинство учреждений, входившие в систему непрерывного образования, остаются привержены практике раннего углубленного обучения, а потому лишь частично удовлетворяют индивидуальные интересы и потребности своих обучающихся. В этих условиях утрачивается смысл предпрофильной подготовки как этап самоопределения.
Сегодня в Кемеровской области экспериментальная деятельность организована на региональном и муниципальном уровнях. Решением коллегии департамента образования и науки Кемеровской области 19 образовательных учреждений получили статус областных экспериментальных площадок в рамках направления «создание условий для введения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях», научным руководителем которого является д-р пед. н., профессор Н.Э. Касаткина. На уровне муниципальных экспериментальных площадок 79 образовательных учреждений отрабатывают проблемы реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.