Модель организации профильного обучения на основе интеграции

Обозначенные позиции не являются принципиально новыми для отечественной школы. Будучи в той или иной степени осознанными и проработанными, они звучали и в Законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г., и в документах школьной реформы СССР 1984 г. В обоих случаях декларировалась необходимость усиления практической, профессиональной подготовки старшеклассников, их политехнического образования и трудового воспитания и т.д. Однако обе эти школьные реформы не дали ощутимых результатов. Необходимо учесть допущенные в те годы просчеты, чтобы избежать их повторения в модели организации профильного обучения на основе интеграции школы и учреждений НПО.

Эти просчеты таковы:

- обязательность и унификация реализовывавшихся в 1950-80-е гг. моделей политехнического образования старшеклассников. Напротив, в системе профильного обучения интеграция школы и учреждения НПО выступает лишь одной из возможных моделей организации профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая, к тому же, может иметь сколь угодно много вариантов, учитывающих региональные и местные особенности;

- нацеленность моделей 1950-80-х гг. на реализацию прежде всего целей народного хозяйства, при полном игнорировании собственных целей, склонностей и интересов обучающихся. В силу этого вместо процесса профессионального самоопределения «от личности» осуществлялся, в лучшем случае, процесс профессиональной ориентации «от профессии»;

- осваиваемые рабочие профессии часто не имели реального преемственного выхода на получение среднего профессионального и высшего образования соответствующего профиля;

- существование разрыва между школами и УПК, с одной стороны, и учреждениями начального профессионального образования , с другой, - часто приводило к профанации профессиональной подготовки и к вынужденному выбору наименее престижных, а подчас и устаревших профессий. Этому же способствовала недостаточность кадрового, материально- технического и качественного программно-методического обеспечения «политехнического» обучения на базе школ и УПК.