Модель организации профильного обучения на основе интеграции

Как видим, спектр возможностей для самоопределения старшеклассника, получающего профильное обучения в рамках рассматриваемой модели, оказывается на практике существенно выше, чем в ситуации других моделей организации профильного обучения. Не секрет, что часто при переходе из 9-го в 10-й класс для школьника «всё уже решено»: выбраны профиль, вуз, специальность, а то и предполагаемое место работы... Однако степень самостоятельности и апробированности этого выбора для школьника - минимальна. «Проводя многочисленные профконсультации подростков и их родителей, мы часто сталкивались с тем, что консультируемые клиенты выбирали не столько профессии, сколько образ жизни ... Часто многими подростками и их родителями именно в этом видится основной смысл самоопределения. На этапе выбора часто смысл видится не в выбираемой деятельности, а за её рамками» .

В-четвертых, организация образовательного процесса предполагает возможность осуществления, на определенном этапе, коррекции сделанного выбора и возможность многократного обращения к исходной точке профессионального выбора. Это наиболее тонкий момент в рассматриваемой модели, предполагающий, что профильное обучение на основе интеграции школы и учреждения НПО может и не закончится получением документа о начальном профессиональном образовании. Такая ситуация возможна в том случае, если учащийся осознает ошибочность выбора и изменит специализацию обучения, и в результате физически не успеет освоить программу начального профессионального образования по вновь избранной профессии одновременно с окончанием школы. Однако в ситуации профильного обучения задачи профессионального самоопределения и содержательной подготовки к последующим этапам образования существенно более значимы, чем задачи овладения профессией. В рассматриваемой ситуации учащийся должен иметь возможность завершения начального профессионального образования по вновь избранной профессии уже на следующий год, т.е. по окончании общеобразовательной программы.

Модель организации профильного обучения на основе интеграции школ и учреждений профессионального образования, реализованная с учетом четырех обозначенных условий, по-видимому, должна обладать целым рядом достоинств: