Методы социально-педагогической деятельности в зарубежной и отечественной педагогике
В истории становления и развития социальной педагогики отчетливо выделяются две основные традиции: европейская и американская.
Центральной проблемой европейской традиции является проблема социального взаимодействия, обусловленного природными и культурными факторами общественного развития. В центре внимания американской традиции находятся кризисные явления и социальная поддержка различных групп населения.
Теория и практика социального взаимодействия как основного метода воспитания и образования исходит из того, что индивид становится человеком благодаря человеческой общности и вне этой общности его воспитание и образование немыслимо. Т. е. главное здесь — обоснование социокультурной сущности человека. Это обоснование неразрывно связано с основными идеями немецкой классической философии и преодолением одностороннего подхода французского Просвещения, просветительской парадигмы образования, согласно которым человек по природе своей является разумным существом, определяющим процесс общественного развития.
В соответствии с европейской традицией нельзя противопоставлять школьную и внешкольную социальную педагогику. Социально-педагогический компонент содержится уже в самой организации классной системы.
Согласно американской традиции социальная педагогика не имеет ничего общего с традиционной системой образования. Она является составной частью социальной работы, которая основывается не столько на социокультурных, сколько на обще цивилизационных принципах. Считается, что истинная цивилизация заключается в разумном сочетании технического прогресса и самобытных национальных культур, традиций и стиля жизни. И одним из критериев цивилизационного общества является социальная справедливость.
Суть социальной справедливости проявляется в создании равноправных жизненных возможностей для проявления и осуществления своих интеллектуальных творческих сил . Социальная справедливость в данном случае является важнейшим критерием цивилизационного общества, гарантирующего для своих граждан должные социальные условия. Этот критерий одновременно является и основным принципом социальной работы, которая ориентирована не на социокультурную практику, а на теорию.