Методы социально-педагогической деятельности в зарубежной и отечественной педагогике
В широком плане теория социальной работы — это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. В более узком теория социальной работы — это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Теория социальной работы — это наука о закономерностях и процессах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамике под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.
Соответственно социальная работа как выражение американской традиции и социальная педагогика как европейский феномен существенно различаются. В то же время они взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. В реальной социально-педагогической практике чаще всего трудно провести между ними четкую разграничительную линию.
На начальной стадии своего развития социальная педагогика ориентировалась в основном на решение таких кризисных явлений, как бездомные дети, дети-сироты и др., выполняла функции социальной работы. Считалось, что социальная педагогика должна удовлетворять базовые потребности, а в то же время и формировать соответствующее отношение к жизни, самостоятельность, навыки жизни в общине. Под базовыми потребностями понимались витальные и социальные. Занимаясь в основном проблемами сирот, социальная педагогика постепенно охватывает все новые категории населения.
В 1893 г. в США конгресс работников социальных служб принял постановление о необходимости профессиональной подготовки данной категории работников, а в 1898 г. в Нью-Йорке была предпринята первая попытка их обучения.
Значительное влияние на развитие форм и методов социально-педагогической деятельности оказала книга американки М. Ричмонд «Социальный диагноз» . В ней впервые была обоснована необходимость сочетания социальной работы с воспитанием и предложен метод «индивидуальных случаев» как способ разрешения комплекса негативных последствий. Под влиянием социологии воспитания она разработала собственную методику группового труда и воспитания для организации самопомощи и повышения эффективности социализации.