Методика конструирования учебно-содержательных материалов
Определения, имеющиеся в тексте, должны быть строго подчинены определенным правилам, которые должен учитывать преподаватель при работе над созданием или проверкой имеющихся в литературе определений. Главные из этих правил такие:
- определение не должно быть противоречивым;
- определение не должно иметь логического круга, т. е. определяемые термины не должны содержать определяющих;
- определение должно быть соразмерным, т. е. определяющий и определяемый термины должны обозначать одни те же предметы;
- в определении определяющие признаки должны быть необходимыми и достаточными;
- в определении определяющий признак должен быть существенным относительно решаемой с его помощью задачи;
- первоначально заданный термин сохраняется на протяжении всего контекста. Введение нового смысла этого термина должно быть явно оговорено.
Из всего изложенного можно определить такой порядок составления определения или выявления содержания понятия:
- определить все имеющиеся признаки;
- выделить существенные среди них;
- сконструировать определение с учетом необходимых правил;
- проверить правильность конструирования.