Методика конструирования учебно-содержательных материалов

Дальнейшие действия преподавателя сводятся к тому, что он при выборе способов формирования новых знаний учитывает выбранную специальность, цели изучения темы, наличие базовых знаний учащихся, а также межтемных и меж предметных связей. Он ограничивает необходимую информацию, определяет способы изучения учебного материала и составляет план урока, в который и входит план изложения как один из видов ориентировочной основы формируемой деятельности.

Для составления плана темы следует преобразовать логическую структуру учебного материала в форму последовательного наименования его разделов и частей, иными словами, составить его «содержание» или «оглавление».

Логическая операция превращения логической структуры учебного материала в план называют дозированием. При этом необходимо иметь в виду, что доза учебного материала — это его логически завершенная часть, а дозирование - это деление темы на минимальные завершенные смысловые части. Целью дозирования учебного материала является получение обратной связи по каждой из его частей.

В основе дозирования лежат такие основные принципы:

- объем дозы зависит от сложности материала;

- выведение законов, формул, методов расчета следует относить к одной дозе;

- однохарактерные по технологии обучения темы дозируются одинаково;

- необходимо соблюдение психологического принципа.

Опорный конспект автор использовал при последовательном изучении учебного материала путем многократных воспроизведений цел и преподавателями и учащимися. В определении Шаталова В. Ф. опорный конспект - это схема, в которой различными символами «закодировано» содержание темы. Чтение кода, работа с ним возможны лишь при глубоком понимании материала».