Методика конструирования учебно-содержательных материалов

Культура мышления, кроме того, выражается и в культуре речи, и в умении точно и ясно выражать свои мысли в доходчивой и последовательной форме.

Для формирования этих умений необходимо освоить основные законы и закономерности логики - науки об основных закономерностях процесса мышления. Основные понятия и законы логики изучались в курсах философии и педагогики. Для раскрытия алгоритма деятельности по подготовке учебных материалов кратко остановимся на содержании некоторых основных форм логического мышления - понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов по их наиболее существенным признакам. При этом под признаками понимают свойства или отношения мыслительных предметов, которые могут быть отличительными и неотличительными. Отличительные или существенные - это те, которые принадлежат одному предмету и отличают его от других, остальные же признаки являются неотличительными.

Существенные признаки в совокупности составляют качественную специфику предметов и являются основой при их различии. Иными словами, понятие - это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках и материализующаяся в словах.

Совокупность существенных признаков и составляет содержание понятия, а объем понятия характеризует совокупность предметов, входящих в него. Так, содержанием понятия «ток» является направленное движение заряженных частиц, а его объемом - виды тока .

Между объемом и содержанием понятий существует закон обратного соотношения, гласящий, что если объем одного понятия включает в себя объем другого понятия, то содержание первого является частью содержания другого. Данный закон можно продемонстрировать на примере раскрытия объемов и содержаний понятий ток и переменный ток.

Этот закон, как правило, действует только при анализе совместимых понятий. Для построения понятий используются такие логические операции, как синтез, анализ, сравнение, деление, абстрагирование, обобщение и др.

Анализ - это метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом расчленении объекта на «части, свойства, функции, направленные действия или развития, причем деление как «расчленение динамически развертывающегося целостного процесса», а не как «перечисления его элементов».