Методика конструирования учебно-содержательных материалов
Основная цель опорного конспекта - доступное и взаимосвязанное изложение учебного материала, способствующее его быстрому запоминанию и усвоению. Эта цель достигается путем схематического построения учебного материала с помощью упорядоченного графического размещения понятий с акцентами и разнообразными рисунками.
При составлении конспекта, как отмечает Шаталов В. Ф., должны соблюдаться такие принципы:
- принцип лаконичности ;
- принцип блочности ;
- принцип акцента {предполагает, что в контексте каждый элемент несет определенную смысловую нагрузку и является «рельефным» для запоминания. При этом возможно использование различных знаков, стрелок, разнообразное расположение слов и т, п.);
- принцип ассоциации и стереотипов, использование бытовых сравнений известных афоризмов.
Для составления опорного конспекта необходимо из имеющегося текста с учетом всех необходимых критериев подобрать необходимую информацию, «опорные сигналы». Возможно и построение опорного конспекта на основе раскрытия логической структуры учебного материала, включения в него описания понятий. В результате будет построено ядро знаний по теме.