Индивидуальный подход в обучении как основа личностно-ориентированного образования
Рефлексия служит "своеобразным мостиком" от теории и практики традиционного обучения к теории и практике субъектного обучения. Именно рефлексия оказывается тем камнем преткновения, который обозначает факт "недотягивания" современной теории до подлинного обращения к личности обучающегося.
Аналогичный подход к оценке развития личности обучающегося находим в работе сторонников гуманистической психологии. Так, Карл Роджерс выделял следующие принципы личностно-ориентированной педагогики:
- индивид находится в центре постоянно меняющегося мира, значит, для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;
- человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;
- человек стремится к само признанию и к самореализации; человек обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;
- взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;
- самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых контактов или скрытых .
Как мы видим, в различных подходах ученых личностно ориентированное образование предусматривает индивидуальный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студентов, их подготовки, способностей и возможностей. Педагогическая наука индивидуальному подходу в личностно ориентированно обучении и воспитании уделяет самое пристальное внимание.